Географическое положение

Остров Бали – самый западный из Малых Зондских островов в Индонезии. Он находится у восточной оконечности острова Ява и отделен от него узким проливом. Протяженность острова Бали составляет около 150 км с востока на запад и около 80 км с севера на юг. Площадь острова – 5561км2, т.е. 0,3% всей территории Индонезии. Бали является частью цепи островов вулканического происхождения, известных под названием "огненное кольцо", которое проходит через Тихий океан, Индонезию, Филиппины, Гавайи (США), восточное побережье Северной Америки и Японию.

Рельеф острова горный на севере, террасированный – на юге. Два главных вулкана – Агунг (3142 м, самая высокая горная вершина острова) и Батур (1717 м) – считаются обителью богов. Вулканы обеспечивают плодородность острова, снабжая его пеплом с высоким содержанием минералов. С другой стороны они по-прежнему активны, хотя последние извержения происходили более трех десятилетий назад.

Разнообразие ландшафтов на острове Бали поистине поразительно. Пышная растительность, рисовые террасы, пальмовые рощи - на юге все это существует благодаря горным озерам и речкам, но рядом, на полуострове Букит, царствует засуха. Для севера характерны пляжи с черным лавовым песком, для запада – непроходимые леса (здесь расположен Национальный парк Барат, занимающий площадь 700 км2), для востока – утопающие в тумане нагорья.

Столица – город Денпасар, главный район острова Бали, который считается деловым и административным центром с населением 350 тыс. человек. Общая численность населения – 3,3 млн. человек.

 

Климат и сезоны туризма

Остров Бали расположен на 8° южнее экватора, благодаря этому ему присущ мягкий тропический климат с круглогодичной температурой 26-32°С, хотя в горах бывает холоднее: 10°С и ниже. На Бали известны только два сезона: сезон дождей и сухой сезон. Это обусловлено муссонными ветрами. Самое большое количество осадков приходится на декабрь и январь, хотя почти не бывает так, чтобы дождь лил несколько дней подряд или даже целый день. Самые прохладные месяцы в году – это июль и август. Таким образом, лучшее время для поездки на Бали – с мая по сентябрь.

 

Приливы и отливы

Остров Бали окружает не внутреннее море, а океан с его отливами и приливами. Это естественное явление природы наблюдаются у берегов океана на всех курортах острова Бали. Всего несколько отелей обладают комфортным для купания океаном – Ayodya Resort Bali и Nikko Bali (район Нуса Дуа, «уходу» воды во время отлива препятствует коралловый риф) и Intercontinental (район Джимбаран).

Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает. Приливная волна в океане связана с тяготением со стороны Луны. Вследствие тяготения со стороны того полушария Земли, которое ближе к Луне, вода океана притягивается с большей силой, чем сама Земля. Вода с противоположной стороны Земли тоже притягивается к Луне, но слабее, чем сама Земля.

Расписание приливов и отливов можно посмотреть на сайте http://www.island-wave.com/tideschart.html. Кликнув на интересующий Вас месяц, Вы увидите таблицу с днем месяца, временем суток с 6 утра до 6 вечера и числом, характеризующим силу прилива и отлива. Увеличение числа означает прилив, уменьшение – отлив.

 

История

Первые государственные образования нынешней Индонезии возникли в приморских районах во II – V веках, и все события связаны в основном с островами Ява и Суматра.

Историческая летопись Бали, дошедшая до наших лет, свидетельствует о том, что история острова берет своё начало примерно в VIII – IX столетиях, когда там стали образовываться многочисленные княжества. Однако история раннего Бали обнаруживает влияние Китая. С VII века находились в обращении китайские монеты («кепенг»); почитаемое на Бали драконообразное божество Баронг китайского происхождения.

В XIII веке было основано яванское феодальное княжество Маджапахит, которое распространило власть почти на всю территорию Индонезии.

Со временем образовалась империя, которая просуществовала более двух веков. А так как местные правящие династии Бали беспрерывно сменяли друг друга, остров постепенно все больше попадал под влияние своего могущественного соседа.

К концу XV века Маджапахит распался на несколько княжеств, и Бали вернул свою независимость. Начался "золотой" век в истории острова, который ознаменовался развитием литературы и религии, индуистского искусства.

Религией, которая много веков преобладала на территории Индонезии, был индуизм. Но это происходило до тех пор, пока в средние века на Яву и Суматру не пришли купцы из Северной Индии. Результатом их присутствия на островах стало обращение подавляющей части населения в ислам. И хотя в Индонезии существовало и существует удивительное разнообразие религий и культур, ислам преобладает и по сей день. Конечно, в некоторых районах Явы и Суматры и сейчас много индуистов. Однако именно жителям Бали удалось практически полностью сохранить свою веру хинду, которая представляет собой уникальное мировоззрение, возникшее в результате происходившего на протяжении веков слияния индуизма, буддизма и древних верований. Произошло это в некоторой степени благодаря тому, что индуисты некогда грандиозного яванского феодального княжества Маджапахит были вынуждены на протяжении XIV – XV веков мигрировать на остров Бали, чтобы сохранить свои религиозные воззрения.

В конце XVI века на острова Индонезии пришли сначала португальцы, а затем голландцы, которые, очень быстро вытеснив португальцев, к середине XVIII столетия захватили Яву. В течении XVII – XVIII веков единая мощная империя Клунгкунг на Бали распалась на небольшие княжества, из которых одни процветали, другие постепенно приходили в упадок.

В XIX – начале XX столетия голландцы завершили покорение Индонезии, и все балийские королевские дома лишились своей власти.

Несмотря на то, что остров Бали было решено сохранить в качестве "живого музея", который служил бы примером просвещённого колониализма, по сути дела это была лишь видимость преемственности культурных традиций.

Колонизаторы осуществляли полный контроль над островами архипелага до середины XX века.

Статус независимого государства Индонезия обрела лишь в 1949 году, когда Совет Безопасности ООН обязал голландцев вступить в переговоры о мире. А в конце сентября 1965 года в Индонезии произошел государственный переворот, к власти пришло командование армии, и президентом стал генерал Сухарто. В истории Индонезии началась новая эпоха – период развития и процветания. Остров Бали приобрел особый статус, став культурным центром государства.

 

Развитие туризма на Бали

Первыми туристами современности, появившимися на острове в конце 60-х – начале 70-х годов XX века, стали путешественники «hippie trail». Постепенно Бали как наиболее близкий курорт облюбовали для отдыха австралийцы.

Гостиницы и ремесленные лавочки начали вытеснять кокосовые рощи. А в конце XX века остров, особенно его южную часть, охватил строительный бум, в результате которого количество гостиничных номеров возросло с нескольких сотен до десятков тысяч. Первый отель был построен в 1966 году в Сануре – Inna Grand Bali Beach 4*. Это единственный многоэтажный отель острова Бали. Позже местными властями был официально принят закон о том, что здания на острове не должны быть выше кокосовой пальмы. Это связано с религиозными убеждениями балийцев. Считается, что пространство от земли до вершины пальм отведенное для жизни людей, а выше обитают боги…

На Бали представлены отели большинства мировых цепочек: Intercontinental, Le Meridien, Melia, Conrad, Bvlgari. 26,15% – это отели 5*. Ассоциация балийский отелей включает в себя 74 отеля. Всего на Бали порядка 142 отелей, что составляет 14% от общего числа отелей в Индонезии.

На сегодняшний день Бали считается наиболее освоенной туристической зоной страны с превосходными курортами, голубыми лагунами и густыми тропическими джунглями и приносит более 25% валютного дохода от туризма в Индонезии.

Однако активное развитие туристической отрасли на Бали дало повод задуматься, не теряет ли от этого уникальная культура острова часть своего блеска. Разделяя подобные опасения и при этом не желая уничтожать источник национального благосостояния, местное правительство приняло ряд мер, в частности сконцентрировало курорты на южной оконечности острова – это районы Нуса Дуа, Джимбаран, Кута, Санур.

Впрочем, как показывает история, балийцы обладают невероятной способностью воспринимать иностранные веяния, приспосабливая их к своей гибкой, живой традиции. Многонациональный характер балийского искусства служит наглядным примером способности балийцев перенимать и поглощать одни элементы чужой культуры, решительно отвергая другие, несовместимые с их сложившимся образом жизни.

 

Население и общество

На острове Бали проживает более 3-х миллионов человек. Население размещено довольно равномерно, за исключением северо-западной заповедной зоны и менее людного северо-востока.

Важнейшее место в балийском обществе занимает семья или, точнее, клан. Семья образует здесь социальную ячейку, она заменяет государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение.

85% жителей Бали объединены в общины, которые подразделяются на банджар (banjar), куда входят 200-300 глав семейств. Именно они принимают все важные для общественной жизни решения. Банджар отвечает за состояние дорог в районе, за аренду земельных участков, подготовку храмовых праздников, реставрацию и строительство храмов. Кроме этого, банджар является чем-то вроде судебной инстанции, куда обращаются в спорных случаях ради справедливого решения.

Общественное сознание балийцев становится особенно понятно на примере организации, занятой выращиванием риса – субак (subak). Она отвечает за все аспекты выращивания риса: от сроков орошения полей до сроков сбора урожая и организации церемоний, связанных с плодородием.

            По сей день балийское общество разделено на касты. Система каст была установлена яванцами, которые вторглись на Бали в период империи Маджапахит. На вершине общественной иерархии стоят брахманы (brahmana) – священнослужители, за ними следует сатрия (satrya) – высшая знать, ведущая происхождение от бывших правителей, далее весья (wasya) – купцы. Эти три касты составляют около 10% населения. Основная же часть балийцев принадлежит к касте судра (sudra), которая объединяет простых людей. Определить, к какой касте принадлежит балиец, можно по роду его занятий. Таким образом, принадлежность к той или иной касте может меняться в зависимости от рода деятельности.

 

Религия

Не случайно Бали называют «островом богов и тысячи храмов». Религия на Бали неотделима от повседневной жизни. Бали – это единственный центр индуизма в мусульманской Индонезии. В первые столетия нашей эры индуизм почти одновременно с буддизмом принесли в Индонезию торговцы. У яванцев он смешался с буддизмом и местными верованиями. Эта «яванизированная» форма индуизма пришла на Бали в X веке, когда принцесса Явы вышла замуж за короля Бали. Под влиянием анимизма, т.е. веры в одухотворенность природы, и традиционного культа предков с течением времени сложилась религия Хинду Дарма (Hindu Dharma), приверженцами которой считают себя 94% балийцев.

Балийцы поклоняются индуистской троице: Брахме (создатель), Вишну (хранитель) и Шиве (разрушитель), которые, в свою очередь, являются проявлением наивысшего божества Санг Янг Види Васа (Sang Hyang Widi Wasa).

Религиозные церемонии направлены на то, чтобы возвеличить богов, попросить поддержки у духов предков и задобрить злых духов. Балийцы равно почитают богов и демонов, о чем свидетельствуют их ежедневные подношения (canang sari), изготовление которых – кропотливая работа. Чананг сари представляют собой небольшие корзиночки, сплетенные из пальмовых листьев, куда кладут цветы, рис, кусочки еды, монетки. Их оставляют предкам в домашних храмах, демонам на пороге двери или на опасном уличном перекрестке.

Hosted by uCoz